Сразу примечание (не оправдание, а серьёзное предупреждение): поскольку данный материал не ставит целью рекламу или рекомендацию конкретных моделей и брендов детских колясок, упоминание брендов или моделей лишь показывают случайные и выборочные примеры (то есть и на перечисление возможных вариантов не претендуют). Так что конкретный выбор - только за конкретным человеком.
Первое, что беспокоит - безопасность коляски для младенца. Современные мамы зачастую опасаются каких-то вредных компонентов в материале люльки и принадлежностей к коляске, которые способны вызвать негативную реакцию ребёнка (хотя бы аллергию).
С одной стороны, все подобные товары в нашей стране подлежат сертификации на соответствие санитарным нормам. С другой стороны, мы все догадываемся, как в нашей стране получается любой сертификат - хоть на Саяно-Шушенскую ГЭС!
Но всё-таки подавляющая доля колясок на российском рынке - импортная. Европейцы в силу устоявшейся привычки не стремятся добавлять гадость в изделия для детей. Можно ожидать каких-то неприятных удивлений со стороны китайцев. Но и они по мере сил как-то улучшают контроль. Даже расстреливают кого-то иногда. Дело же даже не в гуманизме, а просто в завоевании авторитета на рынке. Наши не очень весомые изготовители колясок в производстве вредоносной продукции, вроде бы, замечены не были. Из этого следует, что если хочешь себя формально успокоить - почитай сертификат (хотя это - очевидно бессмысленное действие). Если сильно всего боишься - выбирай:
- из европейских (например, Польша - "Bartolino Classic Alu Plus", "Wiejar Balerina", "Danny Sport", или Германия - "Teutonia", "Zekiwa Touring", или Португалия - "Bebecar Stylo", или Италия - "Inglesina Vittoria", "CAM Combi Family", "Peg-Perego Culla Auto", или Швеция - "Cerox", или Англия - "Silver Cross");
- или российских моделей (например, "Стрелец-М Jogger 9402").
Однако коли денег хочется съэкономить, то можно довериться и братскому Китаю (например, "Everflo Zabruno", "Milli Run", "SEKA", "Geoby" ).
Представляется, что в этом вопросе будущая мама или её родные, подбирающие традиционный подарок - детскую коляску или прогулочную коляску (с аксессуарами) - вряд ли способны что-то принципиально предусмотреть или предотвратить.
Кстати говоря, та же аллергия у современных малышей возникает на совершенно невинные и - с медицинской точки зрения - совершенно стерильные вещи (вещи, еду и т.п.). Если у малыша возникает какая-то отрицательная реакция, то правильнее не размышлять и рассуждать, а делать "крутой" анализ крови или методом исключения искать возбудитель аллергии: а может быть - капуста, а может быть - морковка, а может быть - рыбёшка (которую мама съела), а может быть - курёшка (которую откармливают на птицефабрике рыбьими потрохами, а потом мама съела), а может быть - бабушка, свекровь матушки (да точно она!), а может быть - погремушка и так далее... Отнять всё у мамы и младенца. Давать им одну воду марки "..." и точно убедиться, что это - от воды марки "..." (Или всё-таки от свекрови? Нет, точно - от свекрови!).
Но всё-таки что в выборе детской коляски оказывается существенным. То есть каковы параметры, по которым реально можно выбрать более предпочтительную коляску для своего ребёнка (внука, племянника)?
Первое (хотя "первое" уже было - да и ладно). Первое и главное - габариты детской коляски. Продавцы обычно советуют обращать внимание ещё и на вес. Возможно. Но габариты представляются важнее. Особенно и в основном - для горожан, вернее - для жительниц многоквартирных домов. Ещё точнее - многоквартирных домов с лифтом, когда мама живёт выше первого этажа.
Войдёт ли коляска в лифт? Да, у них ручки обычно складываются (поднимаются). Но конкретно - она войдёт в Ваш лифт? А если войдёт, двери лифта закроются? Точно? Этот вопрос - до сантиметров - представляется наиболее практически существенным.
Есть, конечно, варианты. Можно оставлять коляску после прогулки в вестибюле подъезда. Очень легко и удобно. Но! Во-первых, есть там достаточно места? Нет. Скорее - во-первых: не брезгливо? Дело не в том, что украдут. Если другие мамашки оставляют - видимо, из этого подъезда коляски не крадут. Но вот стремление к стерильности?! От пыли и грязи её можно накрыть плёнкой, чехлом... Дело не в этом. Дело в том, насколько на это будет согласна молодая мама - у них ведь эмоции не предсказуемы, в том числе необъяснимые и нерациональные требования к стерильности. По этой причине при выборе коляски уже стоит точно определиться: оставлять в подъезде будем или только поднимать в квартиру?
Другой вариант: поднять коляску по лестнице. Хорошо. Кто конкретно будет это делать? Кстати говоря, вес коляски тут уж так сильно не играет, поскольку люльки отстёгиваются. То есть поднять надо:
а) младенца,
б) люльку,
в) шасси коляски.
(Да ещё и наверняка сумку с чем-нибудь очень-очень полезным?)
Младенца можно и вовсе в люльке нести. Но два вопроса:
- Одна мамашка справится с такой задачей (отнесла малыша в квартиру - вернулась, оставив малыша в одиночестве - отнесла люльку и т.д.); если ей будет помогать, допустим, бабушка - вопроса нет; и одна маманька с задачей теоретически и практически справится - но она точно согласна на такой алгоритм? Примечание: участие папы здесь рассматривать не станем, поскольку это - экзотика или ненаучная фантастика.
- Стоит посмотреть ширину леснтицы, лестничных пролётов; ясное дело, что коли человек пролазит (а он по определению пролазит), то и маленького человека с собой протащит. Вопрос в том, насколько это не надоест (если лестница узкая) делать каждый или почти каждый день.
До второго - третьего этажа можно, конечно, дотумкать на колёсах: со ступеньки на ступеньку. Но выше?.. Не надоест ли?
Да, и ещё учитывайте вариант, когда мама вернулась с прогулки, а лифт отключили - у нас же такие забавы любят. Или даже не отключили, но там кто-то так нагадил! А ещё пуще там какой-то гад нагадил, а какой-то очень добрый столько хлорки насыпал!.. Пугаться-то заранее не стоит. Но лучше загодя продумать, чтобы потом не было заполошных телефонных звонков всем близким родственникам.
Ладно. Давайте дальше - про коляску. О менее страшных вещах.
Цвет. Если не по поводу синего-красного. То цвет - дело вкуса. Может выгореть от солнца? Да ладно! Если Вы покупаете новую коляску, этот вопрос если и может кого-то заинтересовать, то Вашу младшую сестру или невестку, которым Вы потом эту коляску достанете из чулана.
А всё-таки по поводу сине-красного. Покупают ли мальчонкам розовых и красных тонов - не знаю, а вот от мамы девочки, купившей синюю коляску, доводилось - как ни странно - услышать позитивный отзыв: "Зато не маркая". Хотя ведь всяк кулик своё болото хвалит?
Габариты люльки. Принято считать, что:
- весенним младенцам более подходят мелкие люльки - лучше проветриваются во время летней прогулки (например, "Teutonia Elegance" - глубина люльки 17 см);
- осенним новорождённым пристало путешествовать в более глубокой люльке, чтобы дитё уместилось там со всеми одеялами (например, "Otutto" - глубина люльки 22 см, "Wiejar Balerina" - 23 см, "Стрелец-М Jogger 9402" - 24 см ).
Если серьёзно говорить, то и в глубокой люльке летнего ветра ему достанется, и в мелкой люльке он уместится со всеми своими памперсами, одеялками и попонами.
Ну а соотношение длины и ширины столь уж существенно? Посмотрим для примера (наименование коляски, ширина - длина люльки):
"Peg Perego Martinelli Navicella" 37 - 76,5;
"Riko Carmen" 40 - 80; "Riko Balerina" 40 - 84; "Riko Blanca" 40 - 83; "Riko Amigo" 35 - 83; "Riko Alpina 35 - 80;
"Zippy Marsel" 37 - 78;
"Expander Eliza" 39 х 81; "Expander Charlotte" 37 - 82;
"Tako Jumper" 36 - 75; "Tako Warrior" 36 - 79.
Сильно разно? Впрочем, с конкретным предпочтением молодой мамы спорить не пристало!
Вот в числе аксессуаров не помешает москитная сетка и дождевик. Это - удобно, чтобы не волноваться. Всяческие комары и мухи у нас летают. А уж дождь может случиться в любое время года. Сумка на ручку (рукоятку) - тоже удобно? Нет, конечно, можно и свою повесить. Вопрос всего лишь в лёгком выпендрёже: чтобы под размер ручки, под цвет сапожек мамы или цвет люльки?
Металлическая сетка (или корзина) для продуктов - так её обычно называют - которая крепится на оси коляски. Очевидно - вещь полезная. Продукты (вероятно, всё-таки в пакете - там же брызги от дороги) или ошейник для собаки - какая разница? Всегда приятно, что что-то очень нужное или совсем ненужное можно положить куда-то, чтобы самой не таскать и в сумке, которая на рукоятке, не занимало место.
"Перекидная" ручка (или рукоятка) обеспечивает два варианта положения малыша во время движения: лицом к маме или спиной к маме (Например, коляски "Promenade Voyage", "Roan Marita", "Teutonia Elegance" и т.д.). Наверное, у люльки для новорождённых такая функция особого значения не имеет. Однако, когда малыш слегка подрос и может гулять сидя в прогулочном кресле, мальчику уже неинтересно глазеть на маманьку, а полезнее рассматривать и запоминать окружающие модели автомобилей - пусть развивается. Дочке? Ну у дочки-то по-всякому свой внутренний взгляд и вырастет умница - куда бы ни смотрела.
Альтернативой перекидной ручки является возможность перестановки люльки на шасси "по ходу движения" - "против движения" (например, "Geoby C605" или "Synchro Sport" ) либо такой же перестановки кресла (например, "Neosport Square") - что кажется более полезным свойством.
Тут сразу следует упомянуть: к одному шасси может прилагаться только люлька для новорождённых (например, "Peg Perego Martinelli Navicella"); может люлька и прогулочное кресло ("2 в 1" - например, "Wiejar Balerina"); может люлька, прогулочное кресло, да ещё и детское кресло (например, Neosport Square или Neosport Fit ) или люлька для путешествия в автомобиле ("3 в 1"). Также может сочетаться люлька и автокресло, способное крепиться к шасси и выполнять функции прогулочного кресла (например, "Recaro BabyZen"), то есть вариант, объединяющий "2 в 1" и "3 в 1".
Представляется, что вариант 2 в 1 весьма практичен: младенец чуть подрастёт и уже не станешь же его засовывать в младенческую люльку?! А когда купленное шасси пригодно для люльки и кресла - не нужно париться с покупкой прогулочной коляски.
Автомобильная люлька или автомобильное кресло вызывают маленький вопрос. В силу требований Правил дорожного движения ребёнка перевозить на автомобиле допускается только в таком кресле аж до 12 лет. Как засунуть 10-12-летнего здоровяка в какое-то детское кресло - смешной вопрос. Но в более раннем возрасте это требование выглядит гуманно не только из соображений безопасности, но и из интереса малыша, мальчика, девочки. заднего сиденья для взрослых что ребёнок увидит во время путешествия на автомашине - грустные облака с унылыми журавлями? А из детского кресла - имея возможность глядеть в окно не снизу, а сбоку - будет любоваться красивыми гаишниками, автозаправками и прочими благодатными картинами русской природы.
Вот только коли детское кресло предназначено для автомобиля, то и примерять его, наверное, правильнее к автомобилю (условиям эксплуатации в автомобиле). Связь здесь с детской коляской кажется не всегда необходимой: разве что в случае, когда автокресло/ автолюлька крепится к шасси коляски и позволяет при автомобильной перевозке младенца съэкономить место в машине, отказавшись от обычной люльки или кресла. Во всяком случае если автолюлька/автокресло устраивает, почему бы и не приобрести его по схеме "3 в 1"?
У большинства люлек имеется функция подъёма спины младенца. Хотя можно просто подложить свёрнутое одеялко или подушечку. Но если такая функция в Вашей коляске (люльке) имеется, почему бы не воспользоваться заботой производителя?
Надо ли, чтобы коляска складывалась? Грустно сказать, но если мама планирует оставлять коляску между прогулками в квартире, а в этой квартире и так не продохнуть, то подобное обстоятельство заслуживает внимания. Или ещё если планируются частые или относительно частые переезды с младенцем на автомобиле, то возможность складывания коляски - для компактного размещения в автомашине - может оказаться существенным.
Грузоподъёмность. Да это - просто смешно! Любая коляска, любой фирмы и модификации вполне пригодна... для прямого использования - транспортировки младенца. Однако потом младенец пойдёт в университет, а коляску притырит дедушка, чтобы воровать кирпичи с соседнего участка на даче. Вот тут-то вопрос с грузоподъёмностью приобретёт актуальность. Однако это же - дедушкин интерес. Вот пусть он и покупает коляску по своему вкусу.
С шасси - целый ряд вопросов.
Сколько надо колёс и какого диаметра?
Сильно диаметр колёс на потребительские свойства детской коляски не влияет. Однако, с одной стороны и с учётом того, что молодой маме на пути может попасться относительно глубокая грязь, или рыхлый снег, или сочная трава, или рассыпчатый песок, несомненной лучшей проходимостью очевидно будут обладать колёса большего диаметра (у них обычно и обод с покрышкой чуть шире).
С другой стороны, большинству мамашек требуется затаскивать коляску на лестницу. Даже в доме с лифтом - хотя бы на несколько ступенек, ведущих от входной двери до площадки первого этажа. Прикиньте: с малыми (например, диаметр колёс "Milli Run" - передних - 17,5 см, а задних - 27,5 см) или большими (например, диаметр всех колёс у "Peg-Perego Young Auto" - 35 см, у "Inglesina Classica" передних - 34 см, а задних - 38,5 см) колёсами это удобнее? Хотя бы обратите внимание на действующих мам, которые уже таскают свои коляски по Вашей лестнице (если такие есть, конечно). А тем паче - на тех, которые вежливо просят помочь им занести коляску на эти несколько ступеней.
Вообще компромисс по поводу колёс разного диаметра существует. Но об этом - попозже.
По поводу колёс следует мимоходом отметить разницу между цельнолитыми (резиновыми или пластиковыми) и надувными колёсами. Первые характеризуются меньшей проходимостью по плохой дороге (снегу, песку и т.п.), но практически не выходят из строя в ходе эксплуатации (например, "Geoby C605" или "Neosport Fit"). Вторые - обладают большей проходимостью, но могут требовать подкачки или заклейки в случае прокола, разреза (например, "Geoby C706" или "Teddy Platinum PCO").
Три или четыре колеса? Трёхколёсная (с передним поворачивающимся колесом) представляется более удобной в управлении (например,"Recaro BabyZen" или "Recaro BabyZen"). То есть для поворота не требуется приподнимать переднюю часть коляски. Но!
Во-первых, имеются модели с двумя передними поворотными колёсами, не закреплёнными на общей оси, - такую коляску также можно легко поворачивать, не приподнимая передок.
Во-вторых, столь ли существенна эта функция вообще? Традиционную коляску с четырьмя колёсами на двух осях мама поворачивает после лёгкого нажатия на рукоятку (чтобы чуть оторвать передние колёса от земли). Никого эта манипуляция не напрягает:
- для мамы такое упражнение никакого особенного дополнительного усилия не требует;
- для младенца - если он вообще заметит маневр - всё воспринимается как незначительное покачивание; а весьма похоже, что путешествующим в люльке как раз доставляет удовольствие не только такое, но куда более активное покачивание их транспортного средства.
Да, ту стоит упомянуть, что трёхколёсная коляска может оказаться непригодной для установки дополнительных функций на ходовую часть. Есть ещё один повод для критики трёхколёсной коляски, иной раз слышимый от торговцев: при входе в магазин либо метро или выходе из него, при переходе по тоннелю или надземному переходу через дорогу с детской коляской удобно пользоваться направляющими, рассчитанными именно на четырёхколёсные, а не на трёхколёсные коляски. Однако данное неудобство представляется малозначительным: ведь передок трёхколёсной коляски при этой операции можно приподнять нажатием на ручку. То есть данное мелкое неудобство трёхколёсной коляски в сравнении с четырёхколёсной преодолевается ровно так же, как такое же мелкое неудобство четырёхколёсной коляски с неповоротными передними колёсами в сравнении с трёхколёсной (или четырёхколёсной - с поворотными передними колёсами (например, "Neosport Fit", "Тако Джампер" серии "Fantazja" или "Teddy Platinum PCO") при поворотах коляски во время движения.
Тормоз. Тормоз, на первый взгляд, кажется гуманной штукой. Допустим.
Если тормоз имеется - ничего плохого в том нет (например, "Moviestar", "Teutonia Elegance"). Но если мама его действительно намерена использовать, возникает вопрос: зачем? Чтобы коляска с младенцем случайно не укатилась, оставленная на наклонном асфальте перед магазином, в который мама отлучилась на пять секунд за сигаретами? Ведь ответ очевиден: во всяком случае коляску с малышом выпускать ни в коем случае нельзя ни на какой наклонной поверхности. Решив посидеть на скамейке, почитать модный журнал или потрепаться с подружкой, любая маманька поставит коляску в песок, или в траву или прикуёт якорной цепью к ножке скамейки, включит у охраняемого объекта сигнализацию движения прохожих и пролетающих мимо персонажей и станет регулярно постреливать вокруг из гранатомёта.
Но, опять-таки, если уж тормоз есть и он ничему особенно не мешает - пусть будет: лишь бы не создавал ложную иллюзию безопасности для мамашки.
Дополнительные приспособления для повышения проходимости коляски. В качестве таковых можно отметить:
- колёса увеличенного диаметра, которые ставятся взамен маленьких;
- лыжи и лыжные механизмы.
В качестве примера аксессуаров, позволяющих повышать проходимость коляски зимой и в плохих дорожных условиях, способны служить: комплект передних колёс (увеличенного диаметра) с рамой для их монтажа для колясок "Micralite Toro" и "Micralite Fastfold", а также третье колесо "Silver Cross" (тоже переднее и тоже увеличенного диаметра) для замены маленького колеса на коляске "Surf Elevation". Как показывает практика, подобные дополнительные принадлежности человек крайне редко покупает вместе с приобретением самой коляски: дескать, возникнет надобность - докуплю. Возникает у него такая надобность или нет, но чаще всего до покупки дополнительных колёс руки не доходят.
Для более лёгкого преодоления участков с рыхлым снегом, песком, грязью или травой могут применяться лыжи. Один их вариант - пластиковые лыжи, которые ставятся на оси коляски взамен колёс (то есть колёса снимаются, а короткие лыжи крепятся). Другой вариант: четырёхколёсная коляска накатывается на две длинные лыжи, которые пристёгиваются к каждому из четырёх колёс пластиковой защёлкой. В условиях нашей зимы (да и лета, пожалуй, - где грязь и песок) такой приём облегчает продвижение коляски.
Третий вариант - крепление не лыж к колёсам, а механизма с лыжами - к осям коляски, который позволяет эти лыжи при надобности опускать вниз (к земле, снегу и т п.) и поднимать обратно нажатием ноги. Так выглядит, конечно удобнее: дошла до сугроба - нажала и повезла коляску на лыжах; дошла до асфальта - нажала и повезла дальше на колёсах. Однако этот механизм крепится только к двум осям. То есть для колясок с тремя точками опоры илидаже с четырьмя - у которых передней оси нет - его не прицепишь.
Ценовой диапазон обширен. Можно говорить о 5 - 15 тысячах рублей за коляску (например, "Milli Run", "Geoby"); о 20-ти - 50-ти тысячах (например, "Touring Zekiwa", "Cerox" или "Hartan VIP XL 2009", "Teutonia Elegance"), а можно и от 50-ти до ста с лишним (например, "Silver Cross Kensington" или "Silver Cross Balmoral ").
Если действительное материальное положение молодой семьи вынуждает к крайней экономии на всём, обсуждать особо нечего: лучшая коляска, которая дешевле. Хотя в таком варианте весьма перспективная позиция: искать бывшую в употреблении коляску. Причём не только среди знакомых, но и комиссионных магазинов и объявлений в интернете - предостаточно. Если же крайняя нужда отсутствует, и можно поговорить о стоимости разных новых колясок...
Столь ли уж существенны потребительские (технические, эргономические и т.п.) свойства при такой значительной разнице в ценах? Представляется, что не совсем. Вероятнее предположить, что тот или иной ценовой уровень отвечает не столько техническим предпочтениям молодой маманьки (её вкусам относительно оформления, габаритов и так далее), сколько обыкновенным амбициям.
Одним мотивационным полюсом можно определить такую позицию: у меня коляска значительно круче (дороже, в том числе - брендовее), а у моих знакомых мамашек мужья - жлобы. Любая жизненная позиция заслуживает уважения. Хотя мужья - жлобы - у всех жён, по определению. Даже если он купил коляску за 99 тысяч рублей, то всё равно - жлоб, потому что при некоторых усилиях мог бы найти коляску такой же модели и комплектации за 150 тысяч рублей, скупердяй! И вообще!.. А неважно - почему!.. Жду извинений!
Более мягкая позиция заключается в том, что молодым мамам, которым суждено пару лет провести в совместных прогулках по одним улицам, паркам и скверам, наверное, комфортнее не чересчур обижать друг дружку (подружка подружку) взаимным превосходством. Как-то примерно у меня - примерно как и у них, но чуточку лучше: даже не обязательно в цене, а там, например, колёса - чуть пошире, или дождевик - почище, или на борту люльки - вышивка с зайчиком собственной работы. И всё сразу - у одной зачем? У мамы Иры шины широкие, у мамы Маши - сумка красивая, а у мамы Светы - зайчик... Есть о чём поговорить, поспорить, но поводов для смертельной зависти никто никому не давала.