Формы семейного устройства

Школа приемных родителей

Формы семейного устройства

Сообщение gigabitok » 28 май 2012, 00:37

Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.

Оставшимся без попечения родителей признается ребенок в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения (ст. 121 Семейного кодекса РФ).
Усыновление (удочерение) - принятие на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.
Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей - усыновления и опеки - усыновление является оптимальной формой устройства ребенка, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребенок в своих правах и обязанностях приравнивается к кровному, и усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
По российскому праву усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей. Усыновление производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка, в порядке особого производства по правилам гражданского процессуального законодательства
Вторая форма семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей – это опека (попечительство).  Прежде всего нужно понять отличие «опеки» и «попечительства» как формы устройства ребенка оставшегося без попечения родителей и дать их краткую характеристику.
Опекуны назначаются малолетним (не достигшим возраста 14 лет несовершеннолетним) гражданам. Опекун в отличие от попечителя имеет право и (или) обязан:
- совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, которые по своему характеры могут быть совершены только лично (например опекун не вправе составить от имени подопечного завещание);
- предъявлять в суд иск о применении последствий недействительности совершенной подопечным сделки, а также о признании действительной той сделки, которая совершена к выгоде подопечного (ст. 171 и 172 ГК РФ);
- нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным (ст. 1073 и 1076 ГК РФ), а также отвечать по сделкам малолетнего (п.3 ст.28 ГК РФ).
Попечители назначаются несовершеннолетним гражданам в возрасте от 14 до 18 лет.
В отличие от опекуна попечитель имеет право и (или) обязан:
- давать согласие на совершение подопечным сделок, за исключением тех сделок, которые в соответствии с законом подопечный вправе совершать самостоятельно;
- предъявлять в суд иск о признании совершенной подопечным сделки недействительной и применении последствий недействительности данной сделки (ст. 175, 176 ГК РФ);
- нести субсидиарную имущественную ответственность в соответствии со ст. 1073 ГК РФ.
Безвозмездная опека (попечительство) часто устанавливается близкими родственниками (бабушками, дедушками, совершеннолетними братьями, сестрами, тетями или дядями) над ребёнком, чьи родители были лишены родительских прав, оказались в местах лишениях свободы или погибли. Ребёнок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по участию в содержании своего ребёнка. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за ребёнка. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль над условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Высокий, но не полный уровень ответственности.
Особенности опеки:
Опека устанавливается решением органа опеки и попечительства, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда.
Опекуном, как правило, может быть назначено только одно лицо.
Опекуну ежемесячно выплачиваются средства на содержание ребёнка и оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого. Эти средства принадлежат ребёнку и могут быть потрачены только на его содержание и воспитание. Существует ежегодная финансовая отчётность.
По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.
Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода и жилищных условий.
Ребёнок является воспитуемым, не становится полноценным членом семьи, и в старшем возрасте (с 10 лет) такое положение может провоцировать ребёнка на серьёзные конфликты с семьёй опекуна.
Органы опеки наблюдают за опекунской семьёй весь срок нахождения ребёнка в семье чаще и более детально, чем при усыновлении.
Нет тайны передачи ребёнка под опеку, и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны, а в некоторых случаях обязательны.
Действует норма, как правило: один опекун — один ребёнок, за исключением передачи в одну семью братьев, сестер. Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей. (ст.145 СК РФ).
В чем состоит отличие прав и обязанностей приемных родителей от прав и обязанностей опекунов (попечителей)?
Приемные родители исполняют свои обязанности и реализуют права на основе договора с органом опеки и попечительства, в то время как опекуны (попечители) реализуют свои права и исполняют обязанности на основании решения, принятого этим органом.
В одном случае - правоотношение равноправных сторон, возникшее на договорной основе, в другом - реализация властного полномочия, так что отличие очевидно.
Не следует забывать и о том, что приемные родители выполняют свои обязанности на возмездной основе. За приемное родительство государство платит, а тот, кто платит, тот и спрашивает, и контролирует, поскольку имеет законное право знать, как осуществляется оплаченная услуга.
gigabitok
 
Сообщения: 17
Зарегистрирован: 27 окт 2011, 15:34

Re: Формы семейного устройства

Сообщение olga » 25 мар 2014, 05:12

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.12.13г. № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью», упрощаются механизмы усыновления:

- в требованиях о содержании справки о судимости – исключены уголовная ответственность за клевету (оскорбление),
- исключено требование о необходимости предоставления справки о соответствии жилья кандидатов санитарным и техническим правилам и нормам – для опекунов, для остальных кандидатов – справка запрашивается в порядке межведомственного взаимодействия органами опеки,
- срок действия мед. заключения о состоянии здоровья граждан, желающих принять ребёнка на воспитание в семью, увеличился с 3 до 6 месяцев,
- кандидаты в опекуны (усыновители…) обязаны лично познакомиться с ребёнком, установить с ним контакт. Они в обязательном порядке просматривают документы из личного дела ребёнка, в том числе документы, отражающие состояние его здоровья, и письменно подтверждают факт ознакомления с его мед.заключением,
- право кандидатов в опекуны получить подробную информацию о родственниках ребёнка и о самом ребёнке,
- упрощается порядок получения заключения о возможности быть опекуном (попечителем) гражданам, уже имевшими заключение о возможности быть усыновителем, а также постановка на учёт в качестве кандидатов в усыновители гражданам, имевшим заключение о возможности быть опекуном (попечителем),
- вменяется в обязанности опеки информировать граждан о возможности усыновить ребёнка через СМИ и Интернет.




Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
28 декабря 2012 года
N 1688


ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. N 184-ПП

О МЕРАХ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

В целях укрепления семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышения уровня социальной защищенности и материальной поддержки семей усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей (патронатных воспитателей), воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Правительство Москвы постановляет:
1. Увеличить с 1 мая 2013 г. размеры социальных выплат, осуществляемых при всех формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, и установить их в следующих размерах:
1.1. Денежные средства на содержание детей, не являющихся детьми-инвалидами и находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье, на патронатном воспитании:
1.1.1. На каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет - 15000 рублей в месяц.
1.1.2. На каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет - 20000 рублей в месяц.
1.2. Денежные средства на содержание детей, не являющихся детьми-инвалидами, семьям опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей, воспитывающим трех и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей:
1.2.1. На каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет - 18000 рублей в месяц.
1.2.2. На каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет - 23000 рублей в месяц.
1.3. Денежные средства на содержание детей-инвалидов в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей - 25000 рублей в месяц на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
1.4. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, - 15000 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом.
1.5. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, - 20000 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом.
1.6. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. троих и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - 18000 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте от 0 лет до 12 лет, не являющегося ребенком-инвалидом.
1.7. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. троих и более детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, - 23000 рублей в месяц на каждого ребенка в возрасте от 12 лет до 18 лет, не являющегося ребенком-инвалидом.
1.8. Ежемесячная компенсационная выплата лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, - 25000 рублей в месяц на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
2. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. N 514-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат некоторым категориям граждан на 2012 и 2013 годы" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. N 829-ПП):
2.1. Название подраздела 1.6, пункты 25, 30, 31 подраздела 1.6 раздела 1 приложения 1 к постановлению изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2.2. В сносках 1 и 2 подраздела 1.6 раздела 1 приложения 1 к постановлению слова "К пунктам 22, 23 раздела 1.6 раздела 1" и слова "К пункту 24 раздела 1.6 раздела 1" соответственно исключить.
3. Финансовое обеспечение социальных выплат, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, осуществлять за счет средств, предусмотренных Департаменту социальной защиты населения города Москвы в бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и плановый период в рамках Государственной программы "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы".
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М.

Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" 1
Опубликовано: 5 июля 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6121
Вступает в силу:3 июля 2013 г.
Принят Государственной Думой 21 июня 2013 года
Одобрен Советом Федерации 26 июня 2013 года
Статья 1
Внести в пункт 1 статьи 34 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 17, ст. 1756) следующие изменения:
1) абзац первый дополнить предложением следующего содержания: "Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.";
2) дополнить новым абзацем вторым следующего содержания:
"Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.";
3) абзац второй считать абзацем третьим.
Статья 2
Статью 122 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 21, ст. 1929; 2006, N 50, ст. 5285) дополнить частью второй следующего содержания:
"В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.".
Статья 3
Внести в Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 1998, N 26, ст. 3014; 2000, N 2, ст. 153; 2005, N 1, ст. 11; 2007, N 1, ст. 21; 2008, N 17, ст. 1756; 2010, N 52, ст. 7001; 2011, N 19, ст. 2715; N 49, ст. 7029) следующие изменения:
1) пункт 2 статьи 55 после слов "своими родителями" дополнить словами "(лицами, их заменяющими)";
2) статью 65 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.
Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.";
3) в статье 77:
а) абзац второй пункта 1 дополнить словами "либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами";
б) пункт 2 после слов "органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации" дополнить словами "либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования";
4) в статье 121:
а) абзац второй пункта 1 после слов "ведут учет таких детей" дополнить словами "в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.";
5) статью 122 изложить в следующей редакции:
"Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
1. Должностные лица организаций (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, медицинских организаций и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, указанных в пункте 1 статьи 121 настоящего Кодекса, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, обязан направить документированную информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организации его устройства в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации и одновременного направления в соответствующий федеральный орган исполнительной власти для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в течение трех рабочих дней со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения соответствующей организации для организации его устройства на воспитание в семью.
3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, организует устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности по истечении месяца со дня поступления информации, указанной в абзаце третьем пункта 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, оказывает содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2, 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2, 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.";
6) абзац первый пункта 1 статьи 123 после слов "такой возможности" дополнить словами "временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются";
7) в абзаце втором пункта 4 статьи 124 слово "шести" заменить словом "двенадцати";
8) в статье 127:
а) в пункте 1:
абзац седьмой изложить в следующей редакции:
"лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, при их наличии у лиц, совместно проживающих в жилом помещении, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;";
абзац двенадцатый признать утратившим силу;
абзац тринадцатый после слова "отменено" дополнить словами ", и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей";
дополнить абзацем следующего содержания:
"лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.";
б) абзацы первый и второй пункта 4 изложить в следующей редакции:
"4. В целях содействия психолого-педагогической и правовой подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется их подготовка по программе, утвержденной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к содержанию программы подготовки, порядок организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
9) пункт 1 статьи 128 после слов "должна быть" дополнить словами ", как правило,";
10) в статье 146:
а) в пункте 1:
абзац пятый после слов ", а также" дополнить словами "лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и";
дополнить абзацем следующего содержания:
"лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке.";
б) в пункте 3 слова "которые по состоянию здоровья (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка" заменить словами "которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права либо которые совместно проживают в жилом помещении с лицами, страдающими заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 1 статьи 127 настоящего Кодекса)", дополнить предложением следующего содержания: "Медицинское освидетельствование лиц, желающих взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.";
11) в статье 1551:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Под устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается помещение таких детей под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги.
В случае, если на территории субъекта Российской Федерации, где выявлен ребенок, оставшийся без попечения родителей, отсутствует организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую он может быть устроен в целях обеспечения ему необходимых условий содержания, воспитания и образования исходя из его потребностей, этот ребенок передается органам опеки и попечительства субъекта Российской Федерации, на территории которого такая организация имеется.
Перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных организациях определяются Правительством Российской Федерации.";
б) пункт 3 дополнить словами ", а также принимают меры для устройства таких детей на воспитание в семью";
12) в статье 1552:
а) в наименовании слова ", по воспитанию, образованию детей, защите и представительству их прав и законных интересов" исключить;
б) в пункте 4 слова "один месяц" заменить словами "три месяца", слова "три месяца" заменить словами "шесть месяцев".
Статья 4
Внести в статью 7 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:
1) в пункте 1 слова "предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе" заменить словами "предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь,", дополнить словами ", и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения";
2) в пункте 2 слова "могут предоставляться" заменить словом "предоставляются".
Статья 5
Внести в Федеральный закон от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1643; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7056) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) абзац второй изложить в следующей редакции:
"государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - государственный банк данных о детях), - совокупность государственных информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов Российской Федерации (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), информационные технологии, позволяющие осуществлять процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, первичного учета данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставления документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации, гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, а также о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в случаях, установленных статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, организуют устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи, и органам опеки и попечительства;";
б) в абзаце третьем слова "содержащая документированную" заменить словами "содержащая информацию первичного учета и документированную", слова "и обратившихся за соответствующей информацией к региональному оператору государственного банка данных о детях" исключить;
в) в абзаце четвертом слова "и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях" исключить;
2) статью 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"осуществление учета граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи.";
3) в статье 5:
а) в пункте 1 слова "и не устроенном на воспитание в семью по месту его фактического нахождения в срок, установленный" заменить словами ", в сроки, установленные";
б) в пункте 2 слова ", если в срок, установленный статьей 122 Семейного кодекса Российской Федерации, им не удалось организовать устройство таких детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации" исключить;
4) в статье 7:
а) в пункте 1 слова "о детях и обеспечения" заменить словами "о детях, обеспечения", дополнить словами ", а также оказания органами опеки и попечительства содействия таким гражданам в выборе детей, которых гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью";
б) в пункте 2:
абзац второй дополнить словами ", порядком прекращения учета сведений о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях";
дополнить абзацем следующего содержания:
"Региональный оператор или федеральный оператор в течение трех дней со дня получения сведений о гражданине, желающем принять детей на воспитание в свою семью, размещает документированную информацию об указанном гражданине в соответствующем банке данных.";
в) пункт 3 дополнить подпунктом 31 следующего содержания:
"31) информация об избранной гражданином, желающим принять детей на воспитание в свою семью, форме устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей;";
5) абзац второй пункта 2 статьи 9 дополнить словами ", за исключением случаев, если гражданин желает принять на воспитание в свою семью нескольких детей (до момента истечения срока действия заключения органа опеки и попечительства о возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем)";
6) пункт 4 статьи 11 после слов "дознания или следствия," дополнить словами "органы опеки и попечительства, Правительство Российской Федерации,";
7) в статье 15:
а) в наименовании слова "ведения государственного банка данных о детях и порядок осуществления контроля за его формированием и использованием" заменить словами "формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях";
б) слова "ведения государственного банка данных о детях и порядок осуществления контроля за его формированием и использованием" заменить словами "формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок хранения таких документов, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях".
Статья 6
Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2009, N 1, ст. 27; N 30, ст. 3739; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880) следующие изменения:
1) пункт 5 статьи 18 дополнить абзацем следующего содержания:
"Трудовая пенсия независимо от срока ее назначения, если ее получателем является ребенок, не достигший возраста 18 лет, либо лицо, достигшее возраста 18 лет и признанное в установленном порядке недееспособным, зачисляется на счет одного из родителей (усыновителей) либо опекунов (попечителей) в кредитной организации или в случае доставки трудовой пенсии организацией почтовой связи (иной организацией, осуществляющей доставку трудовой пенсии) вручается родителю (усыновителю) либо опекуну (попечителю) в случае подачи родителем (усыновителем) либо опекуном (попечителем) заявления об этом в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Ребенок, достигший возраста 14 лет, вправе получать установленную ему трудовую пенсию путем зачисления такой пенсии на его счет в кредитной организации или путем вручения трудовой пенсии в организации почтовой связи (иной организации, осуществляющей доставку трудовой пенсии), о чем этот ребенок подает соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.";
2) абзац второй пункта 2 статьи 27 после слов "В случае изменения организационно-правовой формы" дополнить словами "и (или) наименования", после слов "после изменения организационно-правовой формы" дополнить словами "и (или) наименования".
Статья 7
Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст. 4532; 2010, N 52, ст. 7004; 2011, N 49, ст. 7029) следующие изменения:
1) пункт 8 части первой статьи 271 дополнить словами ", и лицами, которые являются или являлись опекунами, попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей";
2) статью 274 дополнить частью второй1 следующего содержания:
"21. Апелляционные жалоба, представление на решение суда об удовлетворении заявления об усыновлении ребенка могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.".
Статья 8
Внести в Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2009, N 29, ст. 3615) следующие изменения:
1) в статье 6:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.";
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
"11. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства.";
в) дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.";
г) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства.";
2) в части 1 статьи 8:
а) в пункте 11 слова "оказание содействия опекунам и попечителям," исключить;
б) дополнить пунктом 12 следующего содержания:
"12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;";
в) дополнить пунктом 13 следующего содержания:
"13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.";
3) в части 5 статьи 12 слово "месяца" заменить словами "шести месяцев", слова "двух месяцев" заменить словами "восьми месяцев";
4) статью 15 дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. При осуществлении своих прав и обязанностей опекуны и попечители имеют право на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.";
5) в статье 25:
а) в части 1 слова "с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов)" исключить;
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.".
Статья 9
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) дополнить пунктом 11 следующего содержания:
"11) по запросу органов опеки и попечительства в целях подтверждения наличия или отсутствия заболеваний, представляющих опасность для окружающих, у лиц, с которыми гражданин, выразивший желание стать усыновителем, опекуном, попечителем или приемным родителем, совместно проживает в жилом помещении.".
Статья 10
Внести в статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6725) следующие изменения:
1) в части 1:
а) пункт 4 после слов "дети, оставшиеся без попечения родителей," дополнить словами "лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,";
б) дополнить пунктами 41 и 42 следующего содержания:
"41) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
42) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;";
2) в части 2:
а) пункт 2 после слов "по договору социального найма," дополнить словами "договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", дополнить словами ", расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения";
б) дополнить пунктами 101 и 102 следующего содержания:
"101) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
102) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;";
3) в части 3:
а) подпункт "б" пункта 1 после слов "по договору социального найма," дополнить словами "договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,", дополнить словами ", расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения";
б) пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
а) о взыскании алиментов;
б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;".
Статья 11
Абзацы четвертый и пятый пункта 3 Федерального закона от 28 декабря 2004 года N 185-ФЗ "О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 11) признать утратившими силу.
Статья 12
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Подпункт "г" пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2014 года.
3. Пункт 5 статьи 3 и пункты 1 - 6 статьи 5 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
4. Положения части 5 статьи 6 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (в редакции настоящего Федерального закона), касающиеся требований к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2014 года.
5. Действия положений части второй статьи 122 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.
6. При рассмотрении заявлений об усыновлении или удочерении, поданных в суд до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением заявлений, поданных лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, судами нормативные правовые акты применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
7. При рассмотрении заявлений об установлении опеки, попечительства, о передаче в приемную или патронатную семью, поданных в орган опеки и попечительства до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением заявлений, поданных лицами, состоящими в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, органами опеки и попечительства нормативные правовые акты применяются в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
8. До дня вступления в силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных абзацем третьим пункта 1 статьи 155[1] Семейного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент Российской Федерации В. Путин
olga
 
Сообщения: 12
Зарегистрирован: 25 мар 2014, 04:59


Вернуться в Приемная семья

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

cron
Яндекс.Метрика